TSPS
Санкт-Петербург, Басков переулок, д.10
метро: Чернышевская, Маяковская
Пн-Пт: 10.00-18.00 Сб, Вс: выходные

Тел: (812) 719-67-47

 
 
 

Статья №741

10.11.2010  Вопрос: Об отсутствии оснований для проведения кадастровых работ и изготовления межевого плана для государственной регистрации прав на ранее учтенные земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства; о порядке получения дубликата либо архивной выписки в случае утраты правообладателем оригинала правоустанавливающих документов на землю.
Министерство экономического развития РФ
 
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает:
особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям установлены ст. ст. 14, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ). Полномочия органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением определены в гл. V Закона N 66-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 28 Закона N 66-ФЗ граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
При этом согласно п. 5 ст. 18 Закона о регистрации копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Кроме того, с 01.03.2010 отменено требование об обязательном представлении непосредственно заявителями на государственную регистрацию прав кадастровых паспортов земельных участков (соответствующие положения исключены из ст. ст. 17 и 25.2 Закона о регистрации).
Вместе с тем согласно п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В частности, такое исключение предусмотрено ч. 11 ст. 45 Закона о кадастре для ранее учтенных земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства.
При этом согласно ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.
Таким образом, при наличии оснований считать земельный участок ранее учтенным проведение кадастровых работ (и изготовление межевого плана) для государственной регистрации прав на такой земельный участок не требуется.
По мнению Росреестра, в случае утраты правообладателем оригинала государственного акта о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, свидетельства о праве собственности на землю и невозможности получить в соответствующем органе государственной власти или органе местного самоуправления, уполномоченном распоряжаться земельными участками, его дубликат либо архивную выписку из распорядительного документа (постановления, распоряжения) органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, о предоставлении земельного участка в связи с утратой архива соответствующего органа полагаем возможным обращаться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, в порядке, установленном ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, либо воспользоваться одним из способов защиты гражданских прав, установленных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, необходимо отметить, что соответствующий государственный акт, свидетельство, копия распорядительного документа органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, о предоставлении земельного участка могут находиться в архиве органа кадастрового учета. При этом в соответствии со ст. 14 Закона о кадастре сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), могут предоставляться по запросам заявителей в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН. По заявлениям граждан, заинтересованных в выдаче копий документов, на основании которых сведения о земельных участках были внесены в ГКН, выдаваемые копии документов заверяются в соответствии с требованиями заверения копий, предусмотренными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями и организациями копий документов, касающихся прав граждан".
Согласно п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений (в том числе посредством направления запросов для получения недостающих сведений).
В этом случае на основании соответствующего запроса государственного регистратора подразделение по кадастровому учету территориального органа Росреестра может направить (представить) подлинный документ, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН, в подразделение по регистрации прав территорального органа Росреестра в порядке внутриведомственного взаимодействия (с последующим "возвратом" в архив).
Вместе с тем такой способ получения оригинала правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа и проведения на этом основании государственной регистрации прав не может обеспечить права и законные интересы третьих лиц (и, соответственно, гарантировать зарегистрированное право заявителя). В частности, оригинал свидетельства о праве собственности на землю может находиться у третьего лица на законных основаниях в связи с переходом к нему права до введения в действие Закона о регистрации (до 31.01.1998) или в иных случаях, с которыми закон связывает момент возникновения права.
Таким образом, по мнению Росреестра, легализация указанного способа получения правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов требует законодательного регулирования.


 
О НАС
Центр Социально-Правовой Поддержки Садоводов защищает интересы представителей самой массовой категории жителей нашей страны - садоводов. Союз садоводов России объединяет в настоящее время более 24 миллионов семей, владеющих садовыми, дачными и огородническими участками. С учетом владельцев 16 миллионов подсобных хозяйств в этом секторе экономики занято около 70 миллионов жителей нашего государства. Садоводческое движение имеет для России огромное социальное и нравственное значение.
© 2019 ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ САДОВОДОВ. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Телефоны: (812) 719-78-44, (812) 719-67-47

Санкт-Петербург, Басков переулок, д.10
метро: Чернышевская, Маяковская